Давній Луцьк: що говорив ленінградський інженер про наше місто у 1940-му році
Волинь приєднали до СРСР у вересні 1939 року. Сюди одразу відправили певну кількість людей для влаштування радянського життя.
Одним із інженерів, які приїхали налаштовувати зв’язок, був Олександр Холін родом із тодішнього Ленінграда, пишуть «Хроніки Любарта».
Навесні 1940 року за наказом Народного комісаріату його у складі групи інженерів направили в Луцьк. Свої враження від міста 1940 року він виклав у книзі мемуарів «Радисты фронта», виданій у Москві.
***
Луцк — областной центр Волынской области, которая вместе с другими областями Западной Украины вошла в состав Советского Союза. Промышленность в Луцке, как и в других городах бывшего Волынского воеводства, представляла тогда жалкую картину: ремесленные мастерские, примитивное мукомольное производство, пивоваренные заводики. И все-таки Луцк предстал перед нами совсем иным миром «западной» жизни, со своим бытом. Первое, что бросалось в глаза, это многочисленные костелы и небольшие частные магазинчики, лавки, палатки, харчевня с обязательным пивом и колбасными изделиями собственного изготовления.
Транспорта, в современном понимании, там не было. По улицам тащились волы, впряженные в дроги, цокали коваными копытами першероны и битюги, тянувшие высоконагруженные возы, проносились открытые пролетки с седоками. Но больше всего было велосипедистов различных возрастов — от мальчишек до мужчин и женщин почтенного возраста. Особенно нас поражали грузовые велосипеды с толстыми покрышками и проволочными багажными сетками у руля, в которых доставлялись в магазины различные пакеты и увозились покупки. Велосипед был наиболее распространенным средством передвижения по городу.
Главная, замощенная булыжником улица, сплошь застроенная двух — и трехэтажными домами с непривычной для нас архитектурой, с остроконечными черепичными крышами, выглядела совсем по-иноземному в отличие от извилистых улиц окраин с одноэтажными домиками, стоящими в зелени небольших садиков.
-
Сьогодні
-
Завтра
-
Незабаром